На последнем заседании Пинского горисполкома администрацией города были вынесены на повестку дня важные аспекты ценовой ситуации и товарного обеспечения на потребительском рынке. В центре внимания оказались вопросы выполнения социальных стандартов в торговле, динамика розничного товарооборота и доступность стратегически важного продукта — картофеля.
Начальник отдела торговли и услуг Пинского горисполкома Ольга Ребковец представила данные о более чем 2000 объектах розничной торговли и общественного питания в Пинске. По состоянию на 1 апреля 2025 года, норматив минимальной обеспеченности населения торговыми площадями на 1000 жителей составил 1146 квадратных метров при установленном значении в 700. Аналогично, норматив по местам в объектах общественного питания достиг 44 при норме в 42. Эти показатели демонстрируют перевыполнение социальных стандартов.
Людмила Шаломицкая, заместитель директора ОАО «Север-Пинск», затронула проблемы ценообразования на кондитерские изделия и реализацию овощной продукции. По её словам Шаломицкой, в этом году наблюдается рост продаж картофеля. Если в предыдущие годы средняя реализация составляла 20 тонн, то теперь она достигла показателя в 80 тонн, а в апреле этого года и вовсе - 121 тонны.
«В апреле торговыми объектами «Север-Пинск» было реализовано картофеля столько, что раньше хватило бы до августа. Это 121 тонна картофеля, что в три раза превышает запланированный объём. В настоящее время в магазинах в продаже имеется мытый белорусский картофель, на который установлена минимальная торговая надбавка. Однако его цена выше, чем привыкли платить покупатели. Также в продаже присутствует семенной картофель того же производителя», - рассказала Людмила Шаломицкая.
Заместитель председателя Пинского горисполкома Ирина Максимюк в свою очередь отметила, что в текущей ситуации с овощами, как в 2025 году, она не припоминает. Такой ажиотажный спрос и перебои с поставками - новые условия для торговли как в Пинске, так и по сране в целом. Учитывая все ценовые вопросы и сложности с реализацией и вывозом овощей, будут скорректированы нормативные акты. Это позволит обеспечить наших потребителей на 100% всеми овощами высокого качества на протяжении всего периода реализации.
В целом по Пинску рост розничного товарооборота за первый квартал составил 10%. На заседании было акцентировано внимание на необходимости увеличения реализации товаров отечественных производителей. Присутствующие отметили, что белорусские товары сегодня воспринимаются как знак качества. Большинство потребителей предпочитают приобретать продукцию, произведённую в стране, что поддерживает местную промышленность и создает рабочие места.
Тем не менее, доля отечественных товаров в розничном товарообороте снизилась, особенно в сегментах автомобилей и продукции Беллегпрома. Ольга Ребковец указала на низкую конкурентоспособность некоторых товаров по сравнению с иностранными аналогами и влияние сетевых компаний на рынок. В связи с этим намечены меры по повышению объемов реализации белорусских товаров.
Также на встрече обсудили вопросы контроля за работой секонд-хендов и сток-магазинов. В ближайшее время планируется провести тотальный мониторинг их деятельности.
В завершение заседания были приняты решения, направленные на улучшение качества обслуживания покупателей и насыщение потребительского рынка разнообразными товарами.